"Дом со львами"

С точки зрения композиции дом Лобанова-Ростовского является памятником передовой строительной техники первой четверти XIX века. Монферран блестяще справился с планировочным решением здания. Два фасада, обращенные к Адмиралтейству и Исаакиевскому собору, получили торжественное оформление в стилистике высокого классицизма, в то время как «проезжий» фасад со стороны Вознесенского проспекта выглядит нейтрально.

Фасады «Дома со львами» перекликаются с оформлением других зданий в центре Петербурга. Вместе они образуют колоссальную единую композиционную систему - от здания Генерального штаба до Исаакиевской площади.

Архитектор продумал и искусно объединил отдельные части громадного здания на Исаакиевской площади. Внешне дом выглядит гигантским монолитом. Вместе с тем внутри он разделен на несколько корпусов, имеющих ясную и самодостаточную структуру. Вертикальные коммуникации, входы и проезды размещены очень рационально. В первую очередь это относится к лестницам – центральной парадной со стороны Адмиралтейского проспекта, четырем парадным лестницам восточного и западного корпусов, а также целой системе вспомогательных «черных» входов, предназначенных для людских помещений. Углы дома не только эффектно оформлены внешне, но и столь же блистательно распланированы.

Наконец, дворовые пространства особняка Лобанова-Ростовского имеют четкую продуманную иерархию. Квадратный двор отделан с наибольшей тщательностью, поскольку на него открывается вид из анфилады парадного корпуса «со львами». Большой треугольный двор, в который ведет въезд с Исаакиевской площади, оформлен менее богато. А малый треугольный двор, через который вывозились и убирались в каретники порожние экипажи, не имеет архитектурной отделки.

По признанию исследователей, Монферран был в высшей степени одарен в отношении объемно-пространственной организации и структуры здания, тектоники и композиции. Вероятно, именно это и обеспечило успех других его крупных градостроительных проектов — Исаакиевского собора и Александровской колонны.