Львиная доля

"Дом со львами" знаменит не только богатой историей и великолепной архитектурой. Он упоминается в ряде литературных произведений - в частности, в бессмертной поэме А. С. Пушкина "Медный всадник". На крыльце особняка происходит действие одного из самых драматических эпизодов произведения: здесь укрывается от бурного наводнения главный герой поэмы - молодой Евгений.

О безукоризненной точности Пушкина к историческим деталям многие граждане нашей страны помнят еще "со школьной скамьи". И действительно, описание "Дома со львами" максимально достоверно. В тексте приведено месторасположение особняка Лобанова-Ростовского (в углу "Петровой", т. е. Исаакиевской площади) и дано указание на время его постройки ("новый дом" возведен незадолго до событий поэмы). Мраморные львы на крыльце "Дома со львами"  также соответствуют описанию поэта:

"...на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,

На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений..."
 

Исаакиевская площадь названа Пушкиным "Петровой". Дело в том, что Исаакиевская церковь, вместо которой впоследствии был построен величественный кафедральный собор, была заложена по личному указу Петра в честь его святого покровителя - Исаакия Далматского (1707).

В свою очередь, прообразом реальных львов дома Лобанова-Ростовского послужили аналогичные статуи перед Лоджией деи Ланци во Флоренции. На авторство Трискорни указывают подписи на платформе изваяний. Правда, со временем надписи стерлись, и сейчас можно прочесть только первые три буквы имени скульптора: «Tri<...>». Скорее всего, полностью надпись звучала как «Triscorni Fin Carrara 1810». Казалось бы, все ясно. Но в семье Трискорни было два скульптора - Агостино, живший в Петербурге, и Паоло, работавший в Италии. Кто же из братьев Трискорни был автором прославленных львов?

Обычно в литературе львы дворца Лобановых-Ростовских числятся произведением Паоло Трискорни. Но полностью поверить в это мешает ряд несоответствий. Историк Нестеров обращает внимание на то, что львы не значатся в грузе, которым в августе 1816 году были доставлены из Каррары работы Паоло, выполненные им в том же году, что и львы дома Лобановых-Ростовских (1810).

С другой стороны, именно в 1810 году в Петербурге Агостино Трискорни открыл фирму по изготовлению изваяний. Мастерская и «магазин мраморных вещей» Агостино Трискорни находились в 1810-х годах на Вознесенском проспекте, недалеко от строящегося дома Лобановых-Ростовских.

И второй вопрос – кто и для какого здания заказал львиные статуи? Ведь идея строительства дома возникла не ранее 1817 года. А Монферран приехал в Россию только в 1816 году. Эти загадки остаются неразгаданными и сегодня.