Творчество Огюста Монферрана - наиболее яркое явление на грани двух архитектурных эпох. Будучи одним из ведущих архитекторов высокого классицизма, или русского ампира, а также крупнейшим мастером позднего классицизма, он едва ли не первым сделал шаг в направлении зодчества второй половины XIX столетия.
Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры - от классицизма к эклектике.
***
В возрасте 20 лет Монферран поступил в Специальную школу архитектуры (так при Наполеоне называлась Королевская Академия архитектуры). Его учеба и начало самостоятельной деятельности неоднократно прерывались событиями наполеоновских войн, в которых молодой Огюст принимал активное участие (после сражения при Арно он даже был награжден орденом Почетного легиона). Заграничные походы армии Наполеона не только не помешали будущему маэстро завершить образование, но и обогатили его знаниями по части архитектуры Античности и эпохи Возрождения.
Непродолжительный период работы в Париже (в 1814-1816 гг.) под руководством генерального инспектора города по строительству и архитектуре Ж. Молино не оставил заметного следа в биографии Монферрана. Фактически, творческий путь архитектора связан только с Россией, и, прежде всего - с Петербургом, куда он приехал в 1816 г. Здесь он жил на протяжении более сорока лет, до самой смерти.
Почти сразу же по прибытии Монферрана в Петербург начинается его головокружительная карьера. 21 декабря 1816 г., в возрасте тридцати лет он становится придворным архитектором. А через десять дней получает место начальника чертежной в Комитет для строений и гидравлических работ - крупнейшую строительную организацию того времени, возглавляемую выдающимся инженером и талантливым изобретателем А. А. Бетанкуром.
Особенно плодотворным оказался для архитектора 1817 год. В этом году ему поручают составление проектов для крупнейших промышленных и торговых центров России - Петербурга, Москвы, Одессы, Нижнего Новгорода. Тогда же он начинает работать и над «Домом со львами» в Петербурге (1817-1820).
Взлетом творчества Огюста Монферрана было создание проекта и строительство Исаакиевского собора (1817-1858) и Александровской колонны (1829). Кроме этого, великий мастер оставил о себе в России богатую память, будучи автором и участником проектов по созданию памятника Николаю I на Исаакиевской площади, Дома Кочубея в Санкт-Петербурге, ряда зданий Нижегородской ярмарки, Московского Манежа, фонтана у Большого театра, оформления Екатерингофского парка и других выдающихся сооружений.
Поселившись в Санкт-Петербурге в 1818 году, архитектор редко покидал город на длительное время. В 1834 году он купил дом на набережной Мойки, где и жил до конца своих дней.
В 1830х гг. архитектор выполнил особенно много частных заказов в Петербурге. Он построил два дома для Демидова на Большой Морской улице (д. 43 и 45), флигель к дому Литты на Английской набережной, разработал проект дома Салтыкова на Малой Морской улице. В эти же годы Монферран переделал собственный дом на набережной реки Мойки (д. 86) и дачу на Аптекарском острове (не сохранилась), записанную на имя его жены Элизы Виржинии Вероники, урожденной Пик Дебоньер.
26 июня 1858 г. Монферран скончался. На просьбу жены о его погребении в Исаакиевском соборе последовал категорический отказ императора Александра II. Тогда вдова увезла тело мужа во Францию и похоронила его на одном из парижских кладбищ.
Архитектор Монферран внес значительный вклад в историю русской культуры. Своим творчеством он подвел черту под эпохой классицизма и дал превосходные образцы ранней эклектики. Признание пришло к мастеру еще при жизни. В России за строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, 40 тыс. рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, за возведение Александровской колонны - орден Владимира III степени и 100 тыс. рублей серебром. А работы архитектора прославляют его имя и сегодня.
К одной из ранних работ Монферрана относится проект лицея Ришелье в Одессе. Монферран разработал сложную архитектурно-пространственную композицию учебного заведения, с четким делением на учебные, жилые корпуса и зоны отдыха - садово-парковые участки. Ансамбль предполагалось создать за чертой города, учитывая перспективу роста и развития Одессы.
Монферран представил несколько вариантов проекта, один из них был одобрен. Однако у городских властей не хватило средств для его реализации. В случае если бы замысел Монферрана был выполнен, здание лицея стало бы одной из самых значительных архитектурных достопримечательностей не только Одессы, но и всего Черноморского побережья.
Уже в этом проекте Монферран показал себя зрелым и талантливым архитектором, прекрасно усвоившим уроки Французской академии - наиболее передового архитектурного учебного заведения Европы.
Дом Кочубея
В 1819 году Монферран работал над перестройкой интерьеров дома Кочубея на реке Фонтанке. К сожалению, большая часть оригинальной отделки Монферрана не сохранилась. Время пощадило только чертежи парадной лестницы, Танцевального и Большого приемного залов.
По дошедшим до нас источникам можно понять, как выглядели интерьеры дома Кочубея. Стены Танцевального зала были отделаны голубым искусственным мрамором. Окна и дверные проемы обрамляли симметричные портики. На нежно-голубом фоне стен сияли позолотой архитектурные детали и декоративные украшения. Дополняли "дизайн" Танцевального зала торшеры и вазы на высоких постаментах.
Еще более изысканной отделкой отличался Большой приемный зал, оформленный Монферраном в голубовато-розовых тонах. В художественное убранство зала входили орнаментальные росписи, скульптуры, золоченые резные консоли с зеркалами, каменные вазы и драпировки. Специально для этого зала Монферран спроектировал стулья, обтянутые малиновым бархатом с золотым шитьем.
Нижегородская ярмарка. Спасский (Староярмарочный) собор.
« В 1817 генерал-лейтенант Бетанкур, который был главным строителем Нижегородской ярмарки, привлёк Огюста Монферрана к проектированию зданий ярмарки. Особое внимание в своём проекте Монферран уделил ярмарочному собору, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года. Так как в это время Монферран проектировал и Исаакиевский собор, силуэты этих сооружений очень похожи. Постройка новых зданий Нижегородской ярмарки завершилось к 15 июля 1822 года. До нашего времени из этих зданий сохранился только Спасский (Староярмарочный) собор..»
В течение 1823 года Монферран выполнил чертежи построек Екатерингофского парка: "Фермы", "Вокзала" и "Львиного павильона". На небольшом пространстве парка уместились сооружениях самых разных стилей.
"Львиный павильон" представляет собой один из интереснейших в русской архитектуре примеров стилизаторства под готику. Элементы средневековой архитектуры присутствуют также в оформлении "Фермы" и "Вокзала", хотя по планировке второй павильон напоминает дворянскую усадьбу.
Обращение к приемам готической архитектуры было присуще и другим работам Монферрана. После наводнения 1824 г. в Петербурге архитектор представил несколько проектов полицейских будок. В двух из трех вариантов Монферран использовал стрельчатые арочные проемы и другие элементы средневековой готики. Наибольшее развитие готические приемы получили в проекте переделки здания старого Литейного двора в Петербурге.
Александрийский столп
Александровская колонна - безусловно, самый выдающийся памятник, созданный Монферраном. Прославленный А. С. Пушкиным "Александрийский столп" стал одним из символов Санкт-Петербурга. Памятник был построен по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата, Императора Александра I, над Наполеоном. Проектирование и строительство Александровской колонны продолжалось в течение пяти лет - с 1829 по 1834 гг.
"Александрийский столп" является чудом инженерного расчета. Вот уже 150 лет он удерживается в вертикальном состоянии тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн.
Высота колонны вместе со статуей - 47,5 м (она выше всех аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии). Диаметр Столпа - 3,66 м. Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака. Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где и подвергся дальнейшей обработке. Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих. Под цоколь колонны было забито 1250 сосновых свай.
Исаакиевский собор
Наиболее значительным произведением Монферрана, принесшим ему всемирную славу, является Исаакиевский собор, проектированием и строительством которого Монферран занимался более сорока лет - с 1817 по 1858 г.
Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления - неоренессанс, византийский стиль, эклектика. Собор является высотной доминантой центральной части города. Его высота - 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.
Над интерьерами собора работала целая плеяда талантливых русских художников (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев) и скульпторов (И. П. Витали, П. К. Клодт). Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. При установке колонн были использованы деревянные конструкции талантливого инженера, ближайшего покровителя и помощника Монферрана - А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора.
Подробнее об истории Исаакиевского собора: http://www.cathedral.ru/isaac\
В данном разделе использованы материалы книги В. К. Шуйского "Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века". СПб., Лениздат, 1998.