Военное министерство

Структура военного управления в России складывалась параллельно с развитием системы государственных органов и прошла долгий исторический путь от Министерства военных сухопутных сил Российской империи до современного Министерства обороны РФ.

Наша страна вступила в XIX век как одно из наиболее могущественных и влиятельных государств Европы. Вместе с тем, постоянный рост ее военной мощи требовал все более гибкого и оперативного управления вооруженными силами.

В ходе реформы системы государственного управления, проведенной Александром I в 1802 году, в России были созданы 8 министерств, в том числе – Министерство военных сухопутных сил (с 1808 г. – Военное министерство) и Министерство морских сил (с 1815 г. – Морское министерство), которые объединили под своим началом все отрасли военного управления.
 
Проведенная в начале XIX века реформа системы центрального военного управления способствовала созданию передовой на то время военной организации, доказавшей свою прочность в ходе Отечественной войны 1812 года. Поэтому Александр I решил сохранить ее и для мирного времени.

С 1815 года военное ведомство было разделено на две части: Главный штаб Его Императорского Величества и Военное министерство. Раздвоение системы центрального военного управления затрудняло руководство вооруженными силами, и в 1836 г., согласно новому «Учреждению Военного министерства», управление ведомством вновь сосредоточилось в руках военного министра.

В середине ХIХ в. полная централизация военного управления перестала соответствовать требованиям времени, что с особой остротой обнажились в ходе Восточной войны 1853 – 1856 гг. Поражение в Крымской войне выдвинуло в качестве первоочередной задачи модернизацию армии.

Усиление внимания к вооруженным силам России в годы правления Александра II привело к качественному улучшению системы военного управления, значительному повышению уровня управленческой деятельности руководящих кадров.

Вместе с тем, неудачные итоги русско-японской войны 1904 – 1905 гг. вновь показали, что российская армия отстает от требований времени. Для объединения усилий сухопутного и морского ведомств, а также организации взаимодействия между ними и другими министерствами в 1905 г. создается Совет государственной обороны. Под наблюдением Совета разрабатывается программа восстановления боеспособности вооруженных сил.

В том же 1905 году Главное управление Генерального штаба выводится из состава Военного министерства. Вместе с тем, учреждается должность начальника Генерального штаба, который подчиняется непосредственно императору. Из-за этого в стране возникает двоевластие, еще больше дезорганизующее армию, и без того потерявшую боевой дух после недавно проигранной русско-японской войны.

В начале XX века стала очевидной необходимость нового реформирования военной сферы. Совет государственной обороны был упразднен, благодаря чему значительно усилилась власть военного министра, восстановилось единство центрального военного управления.

В период реформ 1905–1912 гг. вводится новая организационно-штатная структура войск, проводится техническая модернизация армии, создается новый род войск – авиация. Военному министерству удается добиться сокращения расходов на оборону. Вместе с тем, недооценка роли отечественной оборонной промышленности приводит к тому, что значительные поставки оружия, боевой техники и боеприпасов осуществляются из-за рубежа. Это становится одной из причин неподготовленности России к Первой мировой войне.

Неудачи русской армии на фронтах Первой мировой войны, а также назревающие в стране революционные события привели к тому, что за три года, с июля 1915 по октябрь 1917 г., на посту главы Военного ведомства сменились шесть руководителей.

В период правления Временного правительства развал бывшей императорской армии происходил все быстрее. После Октябрьской революции к концу 1917г. Военное министерство, а вместе с ним – и прежняя имперская армия прекратили свое существование.

Опыт государственного военного строительства убедительно доказал, что наибольших достижений Россия добивалась в те исторические периоды, когда структура органов военного управления соответствовала задачам обеспечения обороноспособности страны. Для этого необходимо было задействовать не только органы военного управления, но и все отрасли народного хозяйства.

Следует отметить, что эти уроки были в полной мере учтены в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Благодаря огромному напряжению труда всего многомиллионного Советского Союза был создан безостановочно работающий на нужды фронта народнохозяйственный комплекс, что явилось залогом Победы нашей страны над гитлеровской Германией.

Немаловажную роль в будущих внешнеполитических достижениях Советского союза и Российской Федерации сыграли реформы, предпринятые Военным министерством. Многие результаты военных преобразований второй половины XIX – начала XX века сохранили свою актуальность и в советский период, а некоторые из них – вплоть до сегодняшнего дня.


_________________________________________________
Раздел подготовлен по материалам книги «Военные министры России. Биографический сборник». М.: 2002. 164 с.