Российской Империи | Военное министерство | LionsPalace

Последняя война
Российской Империи

Главными целями России в Первой мировой войне являлись ослабление ее основных соперников – Германии и Австро-Венгрии, ликвидация угроз немецкой гегемонии и австрийского преобладания на Балканах2. Вместе с тем, руководство России считало, что необходимо оттянуть назревавшую общеевропейскую войну хотя бы на несколько лет3, чтобы стабилизировать внутреннее положение и завершить выполнение «Большой программы по усилению армии», утвержденной Николаем II 24 июня 1914 г.4

Первая мировая война 1914–1918 гг. – война между двумя коалициями держав – Россией, Францией, Англией и Италией с одной стороны, и странами Центрального блока – Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией с другой1.

_______________________________
1Россия и СССР в войнах XX века. М., 2005. С. 78.

Выполнение «Большой программы…», разработанной с учетом сил главных вероятных противников России, предполагалось осуществить в срок до 1917 г.5 Ее авторы рассчитывали, что война будет кратковременной и победоносной. Исходя из этого, они считали необходимым сосредоточить основные усилия на увеличении численности армии мирного времени.

Согласно «Большой программе...», штатный состав армии мирного времени увеличивался на 468 200 нижних чинов (или на 39,2%) и на 11 772 офицера (или на 28,2%)1. При этом предусматривалось как формирование новых частей, так и увеличение штатов существовавших полевых войск2. Планировалась установить такой  штат численности воинских формирований в мирное время, который обеспечивал бы наиболее быстрый переход частей к штатам военного времени при незначительном пополнении армии.

_____________________________
1РГВИА. Ф. 2000. Оп. 2. Д. 50. Л. 2.
2Там же.

Важнейшим мероприятием по подготовке к войне, предпринятым Военным министерством в начале XX века, стала радикальная переработка «Положения о полевом управлении войск в военное время»6. Высшим органом управления армией на Театре военных действий (ТВД) была определена Ставка Верховного главнокомандующего, при которой формировался отдельный штаб7. Также «Положением…» вводилась новая инстанция – фронт8, штаб которого являлся органом оперативного управления. Материально-техническое обеспечение войск возлагались на главного начальника снабжения армий фронта и подчиненные ему управления и отделы.

В это же период Военным министерством было разработано «Положение о подготовительном к войне периоде»9, согласно которому участие в подготовке к боевым действиям официально становилось обязательным для всех ведомств, входящих в систему военного управления10.

Начало подготовительного периода определялось верховной властью. В «Положении…» указывалось: «Подготовительным к войне периодом называется предшествующий открытию военных действий период дипломатических осложнений, в течение которого все ведомства должны принять необходимые меры для подготовки и обеспечения успеха мобилизации армии, флота и крепостей и сосредоточения армии к угрожаемой границе».

В первую очередь это распоряжение касалось самого Военного министерства. Сразу после выхода «Положения…» ведомство начало еще более интенсивно и целенаправленно готовиться к возможной войне.

В частности, в феврале 1912 г. Военное министерство провело совещание с начальниками штабов военных округов, по итогам которого был выработан новый проект стратегического развертывания российских вооруженных сил. Были намечены два варианта развития военных действий, включавшие в себя четкое указание способов нанесения удара. По плану «А» главный удар должен был быть нанесен по Австро-Венгрии. План «Г» предусматривал нападение на Германию11.

Общей задачей по плану «А» был «переход в наступление против вооруженных сил Германии и Австро-Венгрии с целью перенесения войны в их пределы»1.

При варианте «Г» общая задача формулировалась следующим образом: «переход в наступление против германских войск, угрожающих нам со стороны Восточной Пруссии, имеет своей целью парализовать действия противника на остальных фронтах».

Обе стратегии предусматривали «захват в клещи» Восточной Пруссии или Галиции. Центр тяжести удара переносился на «глубокий охват из правобережного района Вислы», что должно было привести к быстрой и уверенной победе2.

______________________________________
1РГВИА. Ф. 200. Оп. 1. Д. 1833. Л. 2 об.
2Там же. Л. 4об.

 

В дополнение к этим документам Русский Генеральный штаб разработал планы на случай вовлечения Турции в войну на стороне Центральноевропейских держав. Для действий против султана предназначались войска Кавказского военного округа, которые сводились в военное время в три объединенных корпуса.

С начала 1913 г. Генеральный штаб приступил к разработке основных соображений о стратегическом развертывании вооруженных сил России. Основой документа стали мобилизационное расписание №20 и «Большая программа по усилению армии», утвержденные императором 25 сентября 1913 г.12 Ввод плана в действие предполагалось осуществить осенью 1914 г. Однако Генеральному штабу не удалось завершить начатую работу: война началась раньше, чем ожидалось. Вследствие этого российские вооруженные силы вынуждены были активизироваться летом 1914 г. на основе введенного еще в 1910 г. мобилизационного расписания №19.

Накануне войны Военное министерство проделало большую работу по разработке плана, определявшего «все подготовительные стратегические операции»: создание армий, подготовку театра военных действий в инженерном отношении (крепости, пути сообщения), мобилизацию, перевозку войск и запасов по железным дорогам и, наконец, стратегическое развертывание армии13. Однако нехватка финансовых средств и просчеты в планировании не позволили в полном объеме осуществить намеченные мероприятия.

Накануне войны число железнодорожных линий, выходивших к западной границе, составляло: со стороны России – 13, со стороны Германии и Австро-Венгрии – 32. Русское командование могло подавать к фронту ежесуточно 223 эшелона, германское – 550, австро-венгерское – 2261. Уровень развития транспорта в Германии и Австро-Венгрии позволял этим странам выполнить сосредоточение сил за 13-15 дней, тогда как Россия могла провести аналогичную операцию только за 28 дней, и то далеко не полностью.

______________________________________
1Ушаков К.П. Подготовка военных сообщений Пруссии к мировой войне. М. -Л., 1928. С. 82.

 

Кроме того, Военным ведомством были допущены и просчеты в области обеспечения действующей армии вооружением и военной техникой. Надеясь на скорое окончание войны, министерство считало излишним  готовить хозяйственные структуры страны к долговременному обслуживанию нужд фронта. По мнению российского военного руководства, для реализации кратковременной операции было достаточно накопленных запасов.

Фактическая потребность в годы войны намного превысила не только установленную, но и предлагаемую норму. Например, при расчете необходимых норм боекомплекта были взяты за основу устаревшие данные расхода боеприпасов в русско-японскую войну 1904–1905 гг.1 На 76-мм полевую пушку, 76-мм конную пушку, 122-мм и 152-мм гаубицы отводилось всего по 1000 выстрелов, а на 76-мм горную и 107-мм пушки – по 1200 выстрелов. Эта норма была явно заниженной. Во Франции, например, соответствующие показатели составляли 1300–1500, в Германии – до 1500 снарядов на орудие2. Некоторые представители Главного артиллерийского управления (ГАУ) ставили вопрос об увеличении нормы выстрелов на одно орудие до 1500, однако они не получили поддержки. В итоге, установленная норма была израсходована в течение первых четырех месяцев Первой мировой войны, а батареи Юго-Западного фронта расстреляли свои снаряды в первые 16 дней боевых действий. Не соответствовало действительной потребности и количество имевшихся в стране винтовок и пулеметов3.

_______________________________________
1РГВИА. Ф. 2067. Оп. 1. Д. 510. Л. 220.
2Ростунов И.И. Указ. соч. С. 98.
3РГВИА. Ф. 2000. Оп. 1. Д. 2283. Л. 170.

 

Важным направлением работы Военного министерства накануне Первой мировой войны была боевая подготовка войск. Она осуществлялась по заранее намеченному плану, а для обеспечения однообразия обучения разрабатывались и издавались единые программы, специальные наставления и уставы14.

Накануне Первой мировой войны русская армия была подготовлена довольно неплохо. В 1910, 1911 и в 1912 годах трижды проводились маневры, к которым были привлечены войска западных приграничных округов. Это дало возможность отработать действия приграничных вооруженных сил на случай возможной мобилизации армии.

С началом войны в соответствии с «Положением о полевом управлении войск в военное время 1914 г.» в России была образована Ставка Верховного главнокомандующего. Эту должность занял великий князь Николай Николаевич (а в 1915–1917 гг. – сам император Николай II). Начальником штаба Главнокомандующего стал бывший глава Генерального штаба, генерал от инфантерии Н.Н. Янушкевич (в 1915–1917 гг. – М.В. Алексеев)15.

Что же касается самого Военного министерства, его работа была направлена на обеспечение нужд и потребностей фронта. Ведомство в целом и его довольствующие главные управления продолжали осуществлять свою деятельность на основании законов и других положений, действующих для условий мирного времени.

Таким образом, с начала мобилизации и на все время войны страна оказалась разделенной на два обособленных, самостоятельно управляемых центра. Верховный главнокомандующий управлял войсками на театре военных действий. При этом Военное министерство отвечало за работу оборонной системы на внутренней (тыловой) территории государства.

Как отмечалось на заседании Комиссии по военным и морским делам Государственной думы IV созыва 23 февраля 1916 г., это обстоятельство не могло «не отражаться в высшей степени отрицательно на обороне государства, требующей, прежде всего единства действий на всем пространстве Российской империи»16.

Бедственное положение с обеспечением действующей армии оружием и боеприпасами, сложившееся к осени 1914 г., а также острый недостаток многих видов промышленного сырья, топлива и продовольствия вынудили правительство создать летом 1915 г. специальные государственные органы для руководства военной экономикой России и регулирования снабжения17.

С июня 1916 г. Координирующие функции в этом направлении осуществляло «Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла» во главе с председателем Совета министров. Центральное место среди созданных правительством органов занимало «Особое совещание по обороне государства».

«Особое совещание» выполняло следующие функции: контроль и финансирование промышленных предприятий, изготовлявших предметы вооружения и военного снабжения; распределение между ними военных заказов; регулирование производства и снабжения русской армии и промышленности из-за границы через англо-русский и русско-американский заготовительные комитеты. В состав «Совещания…» входили представители различных ведомств, земского и городского союзов и других общественных организаций. Председателем органа назначался военный министр. Ему предоставлялись обширные права «разрешать производство заготовлений всеми способами и на всех признанных им соответствующими условиях без ограничения суммы»1.

___________________________________________
1Поливанов А.А. Из дневников и воспоминаний по должности военного министра и его помощника 1907–16. М., 1924. Т. I. С. 161.

 

Вместе с тем, обеспечение армии всеми необходимыми средствами для ведения военных действий «не только не двинулось тем темпом, на какой рассчитывалось при их образовании, а, напротив, во многих отношениях пошло хуже, чем, если бы дело снабжения оставалось в руках самих довольствующих управлений»18.

В 1916 году совместными усилиями Военного министерства и всех созданных ему «в помощь» инстанций удалось добиться увеличения военного производства и улучшения обеспечения действующей армии - прежде всего оружием, снарядами и патронами.

Однако мобилизация всего народного хозяйства страны, в объеме, полностью обеспечивающем потребности действующей армии, так и не была полностью осуществлена в ходе Первой мировой войны. Не оправдали себя и попытки разместить военные заказы за границей. Русская армия воевала в 1914–1917 гг. главным образом при помощи оружия отечественного производства.

Опыт Первой мировой войны показал, что так называемые действующая армия и тыл должны составлять единое целое. Для эффективного ведения войны необходимо было задействовать не только органы военного управления, но и все отрасли народного хозяйства. При этом подготовка к войне должна была вестись под руководством объединенной воли верховной власти.

Следует отметить, что эти уроки были в полной мере учтены в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Благодаря огромному напряжению труда всего многомиллионного Советского Союза был создан безостановочно работающий на нужды фронта народнохозяйственный комплекс, что явилось залогом Победы Советского Союза над гитлеровской Германией.

В октябре 1917 года захватившая власть партия большевиков приступила к слому прежних органов управления. Вместо них создавались новые структуры. По решению Совета Народных Комиссаров Российской Федеративной Республики (с января 1918 года – РСФСР) от 26 октября 1917 года в составе Совнаркома был создан Комитет по военным и морским делам19. Он был поставлен «во главе старого Военного министерства» с задачей реорганизации и «чистки» старого военного аппарата20.


_____________________________________________
Раздел подготовлен по материалам книги "Очерки истории Военного министерства". 1802–2002 гг. М., 2003.
2Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802–2002. В 3 т. Т. 1. М., 2002. С. 565.
3Там же. С. 528.
4РГВИА. Ф. 2000. Оп. 2. Д. 50. Л. 2.
5Россия и СССР в войнах XX века. М., 2005Д. 302. Л. 23-27.
6Была утверждена накануне начала Первой мировой войны – 3 июля 1914 г.
7Ростунов И.И. Русский фронт первой мировой войны. М., 1976.  С. 3.
8Ростунов И.И. Указ соч.. С. 18.
9Было утверждено Николаем II 17 февраля 1913 г.
10См.: Международные отношения в эпоху империализма (МОЭИ). Сер. 3. Т. 5. Приложение. М., 1936. С. 97-113.
11Зайончковский А.М. Подготовка России к мировой войне. С. 235, 243, 244.
12РГВИА. Ф. 200. Оп. 1. Д. 1833. Л. 2-16.
13Михневич Н.П. Стратегия. Кн. 1. СПб., 1911. С. 120
14«План распределения годовых занятий в пехоте», «Положение об обучении нижних чинов», «Наставление для офицер-ских занятий», «Наставление для ведения занятий в кавалерии», «Устав полевой службы» 1912 г., «Наставление для действий пехоты в бою» 1914 г. и др.
15Кавтарадзе А. Из истории русского Генерального штаба (августа 1914 года – май 1918 года) // Воен.-истор. журнал. 1976. № 3. С. 103.
16РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 744. Л. 378.
17Этими «специальными органами» являлись 5 особых совещаний, которые дополняли различные комиссии и комитеты.
18Маниковский А.А. Боевое снабжение русской армии в мировую войну. Изд. 2-е. Т. 2. М.-Л., 1930. С. 36. 
19До 13 февраля 1918 г. все даты даются по старому стилю.
20РГВА. Ф. 4. Оп. 1. Д. 720. Л. 2

© Copyright 2008. Tristar Investment Holdings | Дизайн: Stars Interactive